История храма в селе Глафировка

История храма в селе Глафировка,рассказанная дедом внуку.

-Деда, а деда, помнишь, ты мне обещал рассказать о глафировском храме? Ну, расскажи, пожалуйста!

— Охотно,  внучек! Да оставь ты, наконец,  в покое свой смартофон!

— Смартфон, дедуля!

Дед достал из внутреннего кармана очки, неторопясь протер стекла и важно водрузил на свой нос, из внутреннего кармана пиджака извлек блокнот, с которым никогда не расставался.

-Ну ты впрямь, как наша «историчка»! — прыснул внук.

—  Итак,- начал неторопясь дед, — есть в нашем районе тихое село в честь женщины с красивым, но подзабытым именем Глафира. Это-Глафировка.

— Она, что царицей была?-перебил внук.

Дед покосился на своего нетерпеливого внучка.

— Свое название село получило по имени его владелицы, помещицы Глафиры Васильевны Романовой ( Норецкой во втором браке) в первой половине 19 века. Заселение Глафировки началось согласно архивным данным с 1810 г. Население состояло из переселенных помещиками крестьян, а также беглых. А ну-ка, внучек, дай-ка мне свой смарфон-иногда эта штуковина бывает полезной!

Внук засопел и, протянув смартфон, с любопытством уставился на деда.

А тот, выйдя в интернет, набрал в поисковой строке знакомый ему адрес : https:/Vivaldi.nlr.ru.

Пояснил: « Я сейчас вышел на сайт Российской Национальной библиотеки». Затем  указательный палец деда  снова забегал по клавиатуре.

-Вот. Нашел. Слушай, что писал в Земледельческой газете в 1845 г. в номерах 65-66 Христофор фон Бок  о Глафировке.  Возьми тетрадку –запиши главное.  Отдел II. Краткое сведение о приобретении земли, заселении ее и постепенном устройстве местечка Глафировка. Пункт 5. Ну, чего сидишь-давай пиши!

-Пишу-пишу. Прямо, как на уроке,- забубнел недовольно внук.

Дед погрузился в чтение: «Неусыпно заботясь о благоденствии и нравственном развитии подчиненных своих».

-Крестьян, значит,- уточнил внук.

Дед продолжал: « Господа Норецкие , это Глафира Васильевна  и Казимир  (Кузьма )  Норецкие- помещики и владельцы Глафировки -признали  за настоятельнейшую потребность  иметь в Глафировке храм Божий, который и заложен был 26 апреля 1841 г.во имя  Ахтырской иконы Божией Матери. Сооружение церкви было произведено в одно лето, так, что  в 11 день ноября  того же года была освящена она ростовским протоиереем с собором окрестного духовенства».

— В тот же 1841 г.?, Так быстро?- удивленно воскликнул внук.

-Да, в один год молитвами и усердием  строителей на средства господ Норецких. Слушай дальше: « Для жительства священника и диакона построено четыре приличных домика по одному плану и фасаду. Глафировские владельцы составили из дворовых людей хор певчих, между которыми есть хорошие голоса».  От себя замечу-в числе окрестного духовенства был священник Преображенской церкви ст. Старощербиновской, возможно, протоиерей Фома Прага, поскольку в 1848 г. он принимал участие в молебне и освящении места под портовый город Ейск.  Церковная территория отделяла  господское хозяйство Норецких от крестьянских жилищ».

Глаза внука загорелись любопытством: « Как интересно!  А какой была глафировская церковь?»

Дед одобрительно  смотрел на внука: «Сколько в нем неподдельного интереса! Он не из тех, кто выбирает «пепси», да и в Покровский храм нашей станицы приходит на службы». А вслух продолжал: « В Государственном архиве Ростовской области в фонде Р-137,описи 5 дополнительной, в деле 1152 содержится историческая справка о селе Глафировка . Вот выдержка из нее: «Ахтырская церковь однопрестольная имела форму креста, до купола каменная,а купол деревянный. Не удержался, вслух удивился: «Надо же, какие мастеровые были строители!»  Поправив очки, стал читать  дальше: «Крыта церковь была железом. Наружные и внутренние стены гладкие, выштукатурены известью. В двух крестах  находились мощи 61 святого. Мощи были получены Казимиром Норецким по наследству и подарены церкви. Служителями церкви в первое время были священник, дьячок и пономарь ,а к 1901 г. священник и псаломщик. Содержался причт приношениями прихожан и за счет церковной земли в количестве 20 десятин. Впоследствии причт стал получать 146 рублей в год. В Ахтырской церкви селяне крестились, венчались, после отпевания их души упокаивались на местном приходском кладбище. Священнослужители являлись духовными отцами местного населения. А теперь послушай, что сообщала Справочная книга Екатеринославской епархии за 1908 г., страница 914: церковь эта входила во 2-й благочиннический округ Ростовского уезда Екатеринославской епархии, в 1908 г.местная детвора обучалась в церковно-приходской школе, некоторые в Александровском училище. В тот год в местечке Глафировка насчитывалось 248 дворов, в которых проживало 992 лица мужского пола и 981-женского пола». Я вот выписал сведения,что из известных жителей села в этой церкви крещены были родившийся 8 ( 20 ) августа 1873 г.сын местного диакона Иоанна Максименко, а впоследствии видный деятель Русской Православной Церкви Заграницей Архиепископ Восточно-Американский и Нью-Джерсийский Виталий ( Максименко ) ( + 1960г.), а в 1914 г. будущий Герой Советского Союза участник Великой Отечественной войны Остапенко Иван Григорьевич — 7 ( 20). 01. 1914 г.-6.08.1992 г. Некоторые искали клады в Глафировке не подозревая, что главный клад  Глафировки- духовная деятельность прихода и замечательные люди села. Но вернемся к исторической справке о церкви с.Глафировка: «…настоятелями Ахтырской церкви в разное время были: первым настоятелем священник Павел Ярошевич-с 1841 по 1843 г.г. включительно. Впоследствии, когда в портовом городе Ейске в 1850 г.была возведена первая городская церковь-Покровская, о. Павел Ярошевич стал ее настоятелем.

-А еще кто служил в Глафировке?  Внук перевернул тетрадный лист, пригладил свои вихры.

— Минутку Так, нашел. Пиши. После о. Павла возглавляли церковный приход:

С 1844 по 1850 гг. священник Павел Гуликовский.

С 1850 по 1851 гг. священник Максим Луценко.

С 1851 по 1861гг. священник Феодосий Егоров.

С 1862 до 1863 гг. священник Феофан Лотоцкий.

В 1863 г.священник  Максим Луценко.

С 1864 по 1876 гг.священник Василий Никитенко.

С 1877 по 1880 гг.священник Илия Котляров.

С 1881 по 1929 гг. протоиерей Александр Тимофеевич Попов.

Отец Александр с 1898 по 1916 гг. состоял также в должности благочинного 2-го округа церквей Ростовского –на-Дону уезда Екатеринославской епархии. Этот округ включал приходы сел залиманья-от Ей-Укрепления до Шабельска. Будучи ревнителем церковного благочестия, о.Александр умер на пороге своего дома, узнав о намерении властей закрыть Ахтырскую церковь. Был погребен в церковной ограде в алтарной части. Также, на территории церкви находились захоронения господ Норецких-Глафиры Васильевны и Казимира Ивановича.

Дед взглянул на задумчивого внука: «А дальше настоятелем церкви в это тяжелое богоборческое время служил священник Захарий ПетровичЛукашенко. Но не долго-примерно, в 1930 г. его выслали с матушкой. Обратно в село о. Захарий не вернулся, а вроде бы в дальнейшем жил в Донецке, где и похоронен.»

На минуту в комнате повисла тишина.

— Как печально, деда. А с церковью, что стало?- тихим голосом спросил внук.

-В 1930-е гг., когда власти усилили гонения на веру православную, был разрушен в числе прочих и глафировский храм. Пострадали при этом варварстве также захоронения Глафиры и Казимира.

— Ну со старой историей церкви ясно, а сейчас в Глафировке  есть церковь?

— Конечно, внучек. В 2011 г. в старом здании по улице Ленина №21 была открыта  церковь во имя Ахтырской иконы Божией Матери-духовная преемница прежней. А в настоящее время в центре села на бывшей церковной площади усердием нынешнего настоятеля о. Вячеслава продолжаются работы  по возведению красавца храма с прежним названием.Ты заметил внучек, как неразрывна связь времен?

— Ага.

-Вот тебе и ага! 15 июля этого года православная церковь чтит память Ахтырской иконы Божией Матери и у строящегося храма-именинника  состоится праздничное богослужение, которое возглавит Преосвященнейший Павел Епископ Ейский и Тимашевский в сослужении духовенства епархии. Всеобщую радость ожидают разделить многие паломники. Приглашаются все желающие. Поедем?

— Спрашиваешь еще! Конечно! Спасибо, дедуля!

— Еще не все. А что тебе известно об Ахтырской иконе? Вижу,что мало. Вот тебе, внучек, сведения об этой чудотворной иконе — прочти.

Дед протянул внуку распечатанный на принтере лист.

Ахтырская икона Божией Матери.

   Ахтырская икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви икона Богородицы, обретённая в Ахтырке Харьковской губернии. Празднование иконе совершается 2 июля (15 июля по новому стилю). По преданию, икона была явлена 2 июля 1739 года. Благочестивый священник Покровской церкви города Ахтырки Харьковской губернии Василий Денисов (по другим источникам, Василий Данилов или Даниил Васильев) обрёл икону во время сенокоса на огороде около храма. После её обретения начались чудеса, икону перенесли в храм. Священный синод, проведя расследование, в 1751 году постановил «святую оную икону почитать за чудотворную.

Списки с Ахтырской иконы стали распространёнными в основном на юге России, в Харьковской епархии. Особо чтимые списки Ахтырской иконы Божией Матери были в Николаевской церкви на Арбате в Москве, в Михайловском храме Харькова, в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре В 1903 году при отправке иконы на реставрацию в Санкт-Петербург она была похищена. Затем икона оказалась в Китае (Харбин) и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, хорошо знавшего Ахтырскую святыню ещё в период её нахождения в Ахтырке, образ был подлинной чудотворной иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал её Комитету русской православной молодёжи. О нахождении иконы в Сан-Франциско стало известно в 1975 году. Список с неё в 1995 году привёз в Ахтырский Покровский собор митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак). С этим списком была возобновлена традиция крестного хода на место Ахтырского Троицкого монастыря, совершаемого на третий день после Дня Святой Троицы.

В июле 2010 года президентом России Дмитрием Медведевым чудотворный образ был передан Воскресенскому Новодевичьему монастырю, где ныне и пребывает. Икона хранится в Казанском храме монастыря, в специально сооружённой для неё сени. Празднование образу Ахтырской Божией Матери совершается 2/15 июля, в день положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

Старое фото храма Ахтырской иконы Божией Матери, разрушенного в 30-е годы- с.Глафировка

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *